Бакытжан Жумагулов: Мощные стимулы для развития науки уже работают

В Послании народу «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» Президент Нурсултан Назарбаев особое внимание уделил науке. И отдельной строкой в главном программном документе года сказано о людях, неустанно ведущих научный поиск, результаты которого ложатся в основу прогресса Казахстана. Завтра ученые нашей страны отмечают свой профессиональный праздник — День работников науки. Это прекрасный повод поговорить о тех больших переменах, которые происходят в важнейшей для развития страны сфере. Что делается, чтобы выполнить поручение Главы государства о поддержке ученых, о развитии инноваций? Об этом — интервью министра образования и науки РК академика Бакытжана Жумагулова.

— Бакытжан Турсынович, какие проблемы, на взгляд опытного управленца, ученого-математика, известного системным видением процессов, происходящих в научной сфере, надо решать в первую очередь, чтобы достичь целей, обозначенных Главой государства?

— Прежде всего поздравляю всех ученых нашей страны с профессиональным праздником. Что касается ключевых проблем, то их, на мой взгляд, три. Это финансирование науки, востребованность ее результатов экономикой и обществом и престиж ученого.

При поддержке Главы государства финансирование науки в последние годы существенно растет, и темпы этого роста заметно опережают рост ВВП. Если в 2011 году общий объем выделенных из бюджета средств на научные исследования составил 28,8 миллиарда тенге, то на 2012 год с учетом корректировки бюджета уже заложено 49 миллиардов тенге — это рост более чем на 70%! К 2015 году расходы на науку будут выведены на уровень 1%, а к 2020-му — минимум 1,5% от ВВП, что существенно продвинет нас к показателям развитых стран мира. Есть и новые механизмы освоения таких средств — базовое, грантовое и программно-целевое финансирование, также соответствующие мировому опыту и уже апробированные нашими учеными в прошлом году.

Вторая проблема — востребованность научных результатов, их превращение в современные технологии и конкурентоспособные товары. В советское время данный вопрос решался в плановом порядке, была задействована широкая сеть отраслевых научных и проектных институтов, КБ, хоздоговорная система взаимодействия науки и производства. Однако в новых экономических условиях такая система оказалась нежизнеспособной, а новая система, соответствующая рыночным условиям, еще до конца не выстроена. И практический выход науки в экономику и инновации пока еще крайне низок.

Доля казахстанской наукоемкой продукции на мировом рынке практически равна нулю, а ведь, как известно, эта доля является обобщающим показателем эффективности научно-технической и инновационной деятельности. Для сравнения могу привести такие цифры. Доля стран Европейского союза на мировом рынке наукоемкой продукции составляет 35%, США — 25%, Японии — 11%, Сингапура — 7%, Южной Кореи — 4%, Китая — 2%.

Одна из главных причин такого положения — практическое отсутствие заинтересованности бизнеса в развитии и внедрении результатов отечественной науки в производство, крайне малые инвестиции производственного и частного финансового секторов в науку и научно-инновационную деятельность. На решение данной проблемы направлен целый ряд системных инициатив Главы государства — Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития, программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан, и многие другие.

В Послании Президента страны народу Казахстана нынешнего года выдвинута новая инициатива — разработка «дорожной карты» «Бизнес и наука-2020».

Реализация данных программ обеспечит востребованность конкурентоспособных научных результатов экономикой, позволит создать важнейшие институциональные элементы связи науки с производством.

Третья проблема — престиж ученого — будет решаться во многом как производная первых двух. Ведь когда ученый будет получать на свои исследования необходимые средства, достойную зарплату, а его труд будет воплощаться в новые технологии и товары, он станет крайне необходимым стране человеком — важным элементом интеллектуального потенциала, и его престиж неизбежно вырастет.

— Что будет представлять собой «дорожная карта» «Бизнес и наука-2020», какие ожидания связаны с ее реализацией?

— Нашим министерством при поддержке других заинтересованных министерств, ведомств и организаций (министерства экономического развития и торговли, индустрии и новых технологий, сельского хозяйства, нефти и газа, финансов, ФНБ «Самрук-Казына», Назарбаев Университет, Институт экономики и другие) проект такой Дорожной карты уже разработан, сейчас находится на согласовании. Главная цель этой программы — обеспечить эффективное взаимодействие бизнеса и науки, развитие государственно-частного партнерства в научно-инновационной сфере, что, как показывает анализ мирового опыта, является главным условием и залогом востребованности труда ученого, внедрения научных достижений в экономику.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: ориентация научных исследований на потребности экономики, выработка эффективных механизмов коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, создание интеллектуально-инновационного кластера вокруг Назарбаев Университета и распространение его опыта, развитие бизнеса в сфере научно-инновационной деятельности, производства и выпуска конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, укрепление кадрового потенциала науки.

В результате к 2020 году мы получим, в частности, не менее 20 внедренных передовых технологий, по которым Казахстан будет иметь мировой приоритет, десятки НИОКР (научно-исследовательских опытно-конструкторских разработок), внедряемых с участием бизнеса.

Произойдет укрепление престижа науки, увеличится приток молодых кадров в научно-инновационную сферу, так что доля исследователей в возрасте до 45 лет достигнет 40%, то есть наука существенно омолодится.

В полтора раза возрастет численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, относительно экономически активного населения Казахстана — от сегодняшних 0,19% до 0,30%.

Должен сказать, что в кадровом обновлении науки огромное влияние уже оказала твердая позиция Лидера нации, Президента Нурсултана Назарбаева. В выступлении на Форуме ученых Казахстана 1 декабря прошлого года Глава государства сказал: «Сегодня наступает то время, когда именно ученые, исследователи и научные работники должны внести самый решающий вклад в развитие Казахстана. Значимость науки и ученых будет только возрастать». И этот сигнал нашей молодежью услышан, она уже потянулась в науку. В последнее время начал замедляться процесс кадрового старения научных кадров. Мы увеличили госзаказ на магистерские гранты — в два раза, подготовку докторов PhD — в два с половиной раза. К 2020 году будут ежегодно готовиться до одной тысячи докторов, и немалая их часть — в ведущих научных центрах мира. И этих ученых, в соответствии с поручением Президента страны, мы будем готовить только для науки.

— Поясните, пожалуйста, что понимается под коммерциализацией исследований. Сегодня этот термин на слуху, но достаточно четкого его понимания в обществе еще нет.

— Ромен Роллан в свое время очень точно заметил: «Ведь начинаешь понимать что-то, лишь ударяясь о края жизни». И пока наша страна не приступила к реализации выдвинутой Лидером нации Стратегии форсированного индустриально-инновационного развития, коммерциализация была для нас лишь модным теоретическим термином, до понимания и практики руки еще не доходили. Но глобальный экономический кризис ясно показал — без мощной науки и действенного механизма освоения ее результатов в экономике удержаться «на плаву» в высококонкурентном мире невозможно. Так что «удар о края жизни» уже состоялся…

За рубежом коммерциализация является одним из основных элементов процесса освоения научных достижений в практике рыночной экономики. И на самом деле содержание данного термина достаточно простое — это деятельность, основанная на практическом применении научных результатов с целью вывода на рынок новых или усовершенствованных товаров, процессов и услуг и направленная на получение положительного экономического эффекта.

Чтобы четче понять ее место, надо рассмотреть так называемый «жизненный цикл» инноваций. Он состоит из четырех компонентов: «научные исследования — опытно-конструкторские разработки — коммерциализация — внедрение в производство». Исследования и ОКР — это сфера науки, производство — сфера бизнеса. Получается, что коммерциализация — это базовое связующее звено между наукой и бизнесом. Именно она превращает интеллектуальную собственность (изобретения, патенты, опытные образцы, полезные модели) в рыночный товар, приносящий экономические результаты всем участникам процесса — и авторам, и бизнесу, и всему обществу.

Министерством образования и науки подготовлен проект постановления Правительства РК «Об утверждении Положения о коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности». В нем определено понятие коммерциализации в применении к научным исследованиям, ее базовые виды, формы и направления государственной поддержки.

— Вот об этом подробнее, пожалуйста. В чем именно она заключается?

— Прежде всего очевидно, что необходимо четкое определение приоритетных, поддерживаемых государством направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны. Этим уже в полную силу занимается Высшая научно-техническая комиссия при Правительстве.

Новым для нас направлением станет выдвинутая МОН РК инициатива — формировать и выполнять научно-технические программы, финансируемые государством при софинансировании со стороны бизнеса на принципах государственно-частного партнерства. В сегодняшних условиях абсолютно необходимо и государственное стимулирование промышленных компаний к использованию новых технологий. Как вы понимаете, оно даст спрос со стороны бизнеса на новые технологии и научные разработки.

В качестве еще одной формы господдержки мы уже начали реализацию совместного с Всемирным банком проекта «Коммерциализация технологий», нацеленного на привнесение в страну передового зарубежного опыта в данной сфере. Будем ускорять развитие инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию, создание центров коммерциализации технологий в крупнейших научных организациях и вузах республики, подразделений по коммерциализации в государственных научных организациях и вузах, ведущих исследования в области естественных наук и техники.

Как видите, форм господдержки достаточно много, и мы их впервые на законодательном уровне все свели воедино. Это, несомненно, поможет быстрейшему развитию коммерциализации исследований в Казахстане.

— Не могли бы вы популярно, на примере из жизни, объяснить для непосвященных читателей сам процесс коммерциализации?

— Конечно. Возьмем, к примеру, НИИ (или вуз), ученые которого разработали новую технологию. После завершения лабораторных исследований этот НИИ должен провести необходимые опытно-конструкторские разработки и выйти на опытный образец и патент. Далее начинается сам процесс коммерциализации. Он заключается в поиске инвестора, согласного вложить деньги во внедрение данной технологии. Ведутся переговоры между НИИ (как собственником патента) и инвестором, создается совместное инновационное предприятие, куда НИИ вкладывает свою интеллектуальную собственность, оцененную по международным нормам, а инвестор — деньги.

Этим инновационным предприятием технология дорабатывается уже до промышленного образца, запускается в производство и приносит прибыль. Прибыль распределяется между инвестором и НИИ, а также, что немаловажно, непосредственными авторами разработки — учеными, которые становятся экономически заинтересованными в практической реализации своих достижений. Вот и все. Как видите, механизм в идеале достаточно прост.

Возможны и другие виды коммерциализации — через лицензирование, франчайзинг, уступку прав интеллектуальной собственности. Кстати говоря, вот еще один термин, пока непривычный для наших ученых — франчайзинг. Это также довольно простой механизм, представляющий дальнейшее развитие лицензирования. Только в данном случае идет продажа не одной лицензии на одно изобретение, а целого пакета объектов интеллектуальной собственности — патентов, ноу-хау, организационных механизмов, торговой марки. Типичный пример — фирма «МакДональдс», предлагающая «в одной упаковке» запатентованные технологии приготовления пищи, технологические ноу-хау, систему организации быстрого питания и свою торговую марку. Эффективность такого подхода демонстрирует то, что «МакДональдс» буквально за пару десятилетий охватил своей сетью ресторанов практически весь мир. Думаю, и наши ученые совместно с бизнесменами в перспективе смогут использовать такой механизм распространения своих наработок.

— А нет ли здесь «подводных камней», которые могут помешать достижению столь же впечатляющих результатов?

— Это, скорее, не «подводные камни», о которых мы ничего не знаем, а вполне известные трудности, которые нужно преодолевать. Во-первых, этап ОКР — опытно-конструкторских разработок. Он абсолютно необходим для исследований, ориентированных на инновационный выход. Ведь известно, что технология, хорошо работающая на лабораторном уровне, может оказаться неэффективной или вообще непригодной на уровне промышленном. Сейчас проведению ОКР уделяется пока явно недостаточное внимание, но пути решения проблемы имеются.

Первый — при общем увеличении средств на науку будем уделять приоритетное внимание именно этапу ОКР и формированию в вузах и НИИ соответствующей инфраструктуры. Второй — будем запускать специальную целевую программу «Наука — бизнесу» с государственным и частным софинансированием, когда частный бизнес либо софинансирует все стадии исследований и разработок, либо исследования проводятся за государственный счет, а ОКР берет на себя бизнес.

Третий путь — создание с привлечением средств государства и бизнеса при ведущих государственных вузах и научных организациях специальной инфраструктуры, подобной элементам интеллектуально-инновационного кластера вокруг Назарбаев Университета. Его формирование предусмотрено проектом «дорожной карты» и будет включать создание индустриальной хай-тек-площадки для размещения наукоемких проектов и подразделений известных инновационных и производственных компаний, технопарк и бизнес-инкубатор, Центр инжиниринга, Центр коммерциализации технологий, венчурный фонд. Таким образом, Назарбаев Университет станет системным лидером развития научно-инновационной инфраструктуры в стране.

Подобные структуры мы будем развивать в Национальном научно-техническом холдинге «Парасат», в формируемых в соответствии с новым законодательством исследовательских и инновационно-ориентированных университетах, в других организациях. Но в любом случае ОКР и их инфраструктуру надо «вытягивать» на уровень, характерный для конкурентоспособных стран мира — это аксиома.

Во-вторых, известные трудности надо преодолеть на этапе инвестирования коммерциализации проектов. В развитых государствах в этом направлении действует широкая сеть венчурных фондов и фирм. Начало их созданию положено и у нас, и данная практика будет расширяться.

В-третьих, далеко не все научные организации и вузы смогут сразу эффективно коммерциализировать свою интеллектуальную собственность. Для решения этой проблемы будем развивать использование лицензирования и при крупнейших вузах и НИИ создавать сеть центров коммерциализации технологий, то есть организаций, профессионально занимающихся коммерциализацией. И упомянутые вузы, и НИИ смогут на какое-то время уступать свои права интеллектуальной собственности, естественно, на взаимовыгодных условиях. А уже центры будут обеспечивать процесс конечной коммерциализации.

И самое главное — надо создать весомую заинтересованность бизнеса в технологическом переоснащении производства на базе достижений науки. Здесь нужны очень серьезные меры общегосударственного масштаба. В проекте «дорожной карты» мы предложили ряд мер как стимулирующего (льготы, страхование НИОКР, разделение рисков и другие), так и принуждающего характера (повышение технологических, экологических и иных требований к предприятиям). Только решив эту задачу, мы сможем говорить об эффективной востребованности науки экономикой. В общем, трудности имеются, но сегодня мы их знаем, знаем и подходы к их преодолению.

Благодаря политической воле Президента страны сегодня перед учеными открылся совершенно новый пласт деятельности, новые перспективы — обеспечить практическую реализацию достижений отечественной науки на благо развития и процветания страны. А значит, вернуть науке статус непосредственной производительной силы, высоко поднять авторитет труда ученого — созидателя.

Нынешний год можно считать по-настоящему переломным в научно-технической сфере. Заработало принципиально новое законодательство по науке, невиданными темпами растет ее финансирование, государство всерьез начинает стимулировать процессы практического внедрения научных достижений. И надо понимать, что результаты будут зависеть не только от управленческих решений, но, в первую очередь, от самих ученых, от укрепления их взаимодействия с бизнесом, продвижения научных достижений в рынок. Уверен, что задуманное удастся реализовать, и это станет реальным вкладом науки в развитие страны.

Ирина ИГНАТОВА

Источник: Сайт газеты «Казахстанская правда»